Создание логотипа с передачей исключительных авторских прав автора клиенту.

Мной был получен ценный опыт в выполнении работ для своего партнера с передачей авторских прав партнеру, который уже непосредственно передал исключительные авторские права его клиенту, при этом контактным лицом в его договоре был непосредственно я. Будучи имея непосредственный контакт с заказчиком, мной были выполнены работы над созданием нескольких вариантов логотипа с названием, которое предоставил непосредственно заказчик, а еще так же запустил сайт на доменном имени и хостинге клиента с использованием 1С-Битрикс:Управление сайтом и готового решения SPHINKS с первичным наполнением материалами предоставленными клиентом. Здесь публикую, по просьбе нынешнего обладателя исключительных авторских прав, результаты моей работы, а выбранным и утвержденный вариант лого, принявший исключительные авторские права у моего партнера разместил на своем сайте, который советую посетить если вы любите и цените вино и сможете его найти сами, так как меня попросили не упоминать свое авторство на личном сайте.

Можно ли запретить публиковать в портфолио результат интеллектуального труда дизайнера, когда авторские права были переданы клиенту?

Авторство передать нельзя, но можно передать свои авторские права клиенту на использование результатов труда автора. В целом клиент может запретить любую публикацию объекта авторским правом на который он обладает, но только в это в случае, если запрет на публикацию в портфолио или иные виды публикации прописаны в договоре на создание этого объекта, но при этом заказчик не может считать себя создателем и автором разработанного изображения, а может владеть только правами автора. Это не делает по факту его создателем или разработчиком, но делает полноправным владельцем .

Но например, если клиент предоставил свой эскиз, описал идею и построение логотипа с точным указанием фирменного цвета и необходимого для логотипа шрифта, тогда здесь дизайнером выполняются работы по заданию заказчика на прорисовку изображения предоставленного заказчиком, а не разработка или создание авторской работы дизайнером, а клиент может считаться автором идеи и эскиза логотипа. Однако даже прорисовка логотипа разработанного и предоставленного дизайнеру эскиза не говорит, о том, что труд дизайнера по прорисовке изображения был выполнен автором эскиза, поэтому дизайнер может положить в портфолио как прорисовку изображения и опубликовать на своем сайте или соц. сетях результат работ с указанием автора эскиза и описания логотипа для прорисовки, если это не запретил в договоре клиент, как исключительный правообладатель и автор логотипа.

Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен. Эти права неотчуждаемы. Но контекст трактовки права авторства таков, что Вы вправе именно признаваться автором объекта интеллектуальной деятельности. То есть никто никогда ни при каких обстоятельствах не вправе ставить под этим объектом подпись другого человека в качестве создателя. Вы — навсегда останетесь создателем этого самого объекта интеллектуальной деятельности. Составляющие авторского права — это не только право авторства и право авторства на имя. Их больше (статья 1255 ГК РФ):2. Автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения. Так вот если исключительное право на произведение было Вами передано посредством отчуждения компании (по договору любого вида — авторского заказа, услуг и т.п.) и в этом договоре прописан запрет на использование объекта в Вашем портфолио — Вы не вправе нарушать данный пункт договора.

Как избежать нарушения авторских прав и зарегистрировать авторские права на логотип? Может ли физическое лицо зарегистрировать авторское право на торговую марку в роспатенте?

В маркетинге логотип рассматривается в качестве основного элемента формирования бренда. Товарный знак - отражение продукции компании, ее философии и принципов через композицию графических символов.

Успешные бренды неизбежно страдают от плагиата. Попытка копировать то, что пользуется спросом, в том числе и бренде - распространенное явление на современном рынке. Поэтому, единственный способ защитить бренд - зарегистрировать его в Роспатенте. В таком случае, защита вашего бренда становится функцией государства.

Важно: В Роспатенте происходит регистрация авторских прав на территории РФ. Тем не менее, Гражданский кодекс (п.2.ст.1507 ГК РФ) позволяет регистрировать товарный знаки с увеличенной географией действия.



    КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ЛОГОТИП

Следует сразу отметить, что реестрация фирменного знака не может проводиться физическим лицом. Т.е. чтобы зарегистрировать товарный знак, физическому лицу придется получить статус индивидуального предпринимателя. У юридических лиц таких проблем не наступает.

На этапе получения готового эскиза от дизайнера ваш логотип является обыкновенным рисунком, выполненным по заказу у специалиста. Чтобы логотип превратился в товарный знак, его нужно “запатентовать”. Для этого, в Роспатент подается заявление на регистрацию графического изображения.

Важно: Регистрировать логотип “постфактум”, т.е. вводить его в оборот, а уже потом - легализовать, не следует. Важное требование при регистрации товарного знака - уникальность. Т.е. если логотип окажется не уникальным, вам не только откажут в праве регистрации, но и могут уличить в плагиате и посягательстве интеллектуальной собственности. 


Уникальность - важнейшее требование при оформлении права на логотип. Эскизы логотипов можно проверить на уникальность с помощью государственного сервиса контроля товарных знаков и обратиться за регистрацией, заведомо убедившись в его уникальности. (Можно этого не делать, тогда проверку на уникальность проведет сторона государства).

Важно: Если ваш логотип похож на чей-то и не зарегистрирован в Роспатенте, это может привести как к гражданской/административной (ст.1515ГКРФ/ст.14.10 Ко АП РФ), так и к уголовной ответственности (ст.180УКРФ).


Чужие логотипы использовать можно, если соответствующее право использования логотипа получено от его владельца. Чтобы использовать чужой логотип для обозначения товаров, у него должен быть тип регистрации в качестве “товарного знака”. С ним возможна передача прав на логотип, такой знак может быть даже продан. Передача прав на логотип возможна исключительно через договор. Более того, зарегистрированные товарные знаки могут рассматриваться в качестве залогового имущества.

КАК ПРОИСХОДИТ РЕГИСТРАЦИЯ ЛОГОТИПА: ПОШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО

Регистрация товарного знака - неразрывный процесс, который начинается еще на этапе формирования технического задания дизайнеру и заканчивается получением государственного сертификата. Ниже мы поэтапно рассмотрим основные его основные этапы.

Шаг 1: Проверка логотипа на уникальность в онлайн-реестре

Допустим, дизайнер прислал вам готовый макет лого, который вас устраивает и который вы хотите использовать в качестве товарного знака. Нередко, даже самые удачные логотипы на деле являются калькой существующих торговых марок. Проверить это можно в единой базе товарных знаков на официальном государственном сайте Федерального института промышленной собственности. Если все хорошо - переходим к шагу 2.

Шаг 2: Предварительная экспертиза в Роспатенте

Этот шаг можно совершить минуя предыдущий. Т.е. можно не пользоваться онлайн-поиском ФИПС, а сразу передать ваш эскиз лого на предварительную проверку экспертам Роспатента. Но экспертиза Роспатента платная. Поэтому бесплатная проверка в ФИПС позволит сэкономить время, отсеяв очевидных мошенников.

Важно: Если разработкой логотипа производится у профессиональной студии с официальным договором об услугах, то у нее есть, как у поставщика услуг, возможность получать подтверждение уникальности на бесплатной основе. Соответственно, работая с профессиональными фирмами, эти 2 шага можно миновать.


Шаг 3: Подача заявки и документов на регистрацию

Заявка на получение авторского права - типовой документ, образец которого есть для ознакомления в свободном доступе. В нем обязательно отражается:

  1. Данные о заявителе. (Полная информация о юр.лице, или ИП, согласно информации об учредителях);
  2. Контактная информация (Почтовый адрес, телефон и т.д.);
  3. Информация о товарном знаке. (Сочетание цветов, расположение графических элементов, текст);
  4. Типографические изображения логотипа (фотографии);
  5. Банковский чек об уплате государственной пошлины;
  6. Устав знака (Для случаев использования коллективного лог, требующего устава).

Заявку нужно заполнять на русском языке (к заявлениям на иностранных языках прилагается переведенный вариант), она обязательно должна быть подписана заявителем, или лицом, уполномоченным представлять заявителя - патентным поверенным.

Важно: контактные данные в заявке используются для связи между заявителем и патентным бюро. Период рассмотрения - 1 месяц. Если в этот срок будет обнаружена недостача документов - ФИПС свяжется для уточнения. Но если на обращения ФИПС не будет реакции, спустя 3 месяца такая заявка будет считаться отозванной и регистрацию придется проводить повторно.

Шаг 4: Экспертиза и выдача сертификата на логотип

Если на предыдущем этапе заявитель не получил отказ (а с причинами отказа можно подробно ознакомиться в статье 1483 ГК РФ), патентное бюро выдает свидетельство о том, что данный логотип является товарным знаком, а исключительные права и право собственности на лого принадлежат вам.

Срок рассмотрения заявки 12-15 месяцев, т.е. вся  регистрация прав на логотип может растянуться на полтора года. Сам же сертификат действует 10 лет, но по истечению этого срока его можно продлить.